top of page
Фото автораbashmetsochi

Миграция во внутреннее барокко

В фестивальном клубе сегодня — эстетика барокко.


Сегодняшняя лекция должна была быть приурочена к вечернему концерту итальянского барокко, который не состоится по очевидным обстоятельствам. Однако даже и при том, что оркестр Il Giardino Armonico не приедет, Ляля Кандаурова решила лекцию провести — и хотя бы ненадолго погрузиться в мир восхитительной, галантной, узорчатой и ослепительной барочной музыки .


Завихренность и струистость, эстетика избыточности и щедрости, театрализации и экзальтации; барокко — это пик и точка экстаза культуры, крайняя ее спелость и зрелость. Барокко в архитектуре, живописи и поэзии возникает на рубеже 16-17 века, а вот в музыке эта эпоха наступает гораздо позже: до 18 века музыкальная культура вполне себе находится в эстетике Ренессанса.


Поэтому на лекции мы слушали много Монтеверди, «распахнувшего двери в барокко», первым начинающего апеллировать к телесности и крайне интеллектулизированной чувственности, в «эстетически обработанному сырому жизнеподобию», смешению фарсового и возвышенного; в его музыке можно теперь найти именно чувствование Бога, познание его не мозгом, но телом и сердцем. А еще — смотрели потрясающую постановку «Гелиогабала» Кавалли с Франко Фаджоли, Люлли и многое-многое другое.



Кажется, что сегодня лучшей темы, лучшего разговора представить нельзя. Барокко любое событие в оперном сюжете, любую коллизию и драму как бы облекает в какое-то золотистое, искрящееся облако, в высокую фантасмагорию; музыка барокко воспринимается сегодня как источник совершенно блаженной иллюзии, которая поначалу кажется среди сегодняшних событий какой-то странной инсценировкой.


Но затем становится ясно, что только в силе воображения и аффектированного таинства, только в тонко настроенной метафорике, в высокой поэтике заключается жизнь и ее неиссякаемый источник. Барокко расцвечивает ветвистой метафорикой любую идею, окутывает ее философско-поэтической риторикой; и сегодня этой идеей была сама жизнь, возможность света в окружающей черноте. В конце концов, миграция в сторону воображения — это один из путей в сегодняшней реальности.


Ну а Клуб профессионального слушателя, который вела гениальная Ляля Кандаурова, стал не только одним из центральных событий фестиваля, но и местом, где можно от окружающей реальности укрыться и вспомнить о каких-то незыблемых вещах, на которых — на самом-то деле — все стоит.

Недавние посты

Смотреть все

Comments


bottom of page