Итак, вот и долгожданный Турнир поэтов: в этом году он проходит в пятый раз, а участниками его стали восемь современных поэтов — авторы крупных литературных журналов.
Поэзии сейчас зашкаливающе много, хорошей поэзии — среди этих бескрайних русскоязычных полей — тоже. Каким-то непостижимым образом на Турнир пришли восемь участников, каждый из которых имеет свою неповторимую интонацию, свой голос — при этом обходясь без верлибра, политики, квир-культуры и прочих атрибутов нового мира, чаще мешающих, чем помогающих тексту.
Турнир на первый взгляд кажется событием элитарным, проводимым будто бы только для своих: однако это впечатление быстро развеивается хотя бы полным зрителей залом. На деле Турнир стал одним из самых ярких камерных событий фестиваля — еще и потому, что наглядно продемонстрировал возможности синтеза слова и музыки.
Дело в том, что в первом туре поэты выступали соло, представляя свои стихи об искусстве в любой его форме: живопись, музыка и кино. Во втором же туре состязания поэты работали в связке с молодыми композиторами. К уже созданным вещам последние писали музыку, усиливая поэтическое слово, оттеняя его, выступая полноценным ему собеседником. Этот жанр давно, кажется, назревал, но оба сообщества до сих пор как-то не рвались навстречу друг другу; между тем мы были уверены и до, и тем более после этого эксперимента — синтетический жанр музыкально-поэтической композиции с участием новой музыки и новой же поэзии очень точно и остро отвечает сегодняшнему дню.
В основном поэзию сопровождал рояль и его разреженные сонористические звучания: кое-где его было многовато, но в паре случаев получился полноценный перформанс с игрой света, с продуманными нарастаниями и затуханиями, с идеальным попаданием в поэтический образ.
В финал прошли три участника — Александр Переверзин, Юлий Гуголев и Анна Аркатова: призером зрительских симпатий, которого выбрал зал, стал прекрасный и хорошо известный поэт Санджар Янышев. Ну а самой сильной среди равных по прочтении двух новых стихотворений на свободную тему безусловно стала Анна Аркатова со своей ироничной, обманчиво простой интонацией, подкупающе обаятельной и жестковатой.
Недавно у нее вышла книжка «Сейчас пройдет», и именно из нее — представленные ниже стихи.
Как много будет времени когда
я научусь вставать с постели в восемь
как радостно сверкнет сковорода
под легким маслом
Как много будет времени когда
я научусь вставать хотя бы в девять
и свежая проворная еда
не заморозка
Как много будет времени когда
я соберусь и в десять буду в форме
закинем дальше кухни невода
статью закончить
Как много будет времени когда
в одиннадцать я снова на пробежке
а в доме рдеет целая глава
под редактурой
Как много будет времени когда
я в полдень по макушку в интертексте –
а вам все спать –
но страшного суда
страшиться вместе
встанем
скажем в два ну ладно в три часа
по фаренгейту
留言